Энергоэффективность и энергосбережение для ОАО «РЖД»

Энергоэффективность и энергосбережение для ОАО «РЖД»

Начиная с 1970-х гг. многие страны внедряли политику и программы по повышению энергоэффективности. Сегодня на промышленный сектор приходится почти 40% годового мирового потребления первичных энергоресурсов и примерно такая же доля мировых выбросов углекислого газа. Принят международный стандарт ISO 50001, который регулирует в том числе энергоэффективность.

Россия занимает третье место в мире по совокупному объёму энергопотребления (после США и Китая) и её экономика отличается высоким уровнем энергоёмкости (количество энергии на единицу ВВП).

По объёмам энергопотребления в стране первое место занимает обрабатывающая промышленность (42%), на втором месте — коммунальное хозяйство (32%), на третьем месте – транспорт, около 14%.

Энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 основных стратегических направлений приоритетного технологического развития России. Одна из важнейших стратегических задач нашей страны — сократить к 2020 году энергоёмкость отечественной экономики на 40%. Для её реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.

ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электроэнергии: компания ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч электроэнергии, или порядка 4% общероссийского потребления. Основной объем уходит, конечно, на электрическую тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч). Такой крупный потребитель не мог остаться в стороне от федеральных мер по повышению энергоэффективности, закрепленных, в частности, в «Энергетической стратегии России до 2030 года».

Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются «Энергетической стратегией холдинга «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», разработанной в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030». Стратегия предусматривает два этапа:

  1. 2011—2015 гг. — этап модернизации железнодорожного транспорта;
  2. 2016—2030 гг. — этап динамичного расширения железнодорожной сети (планируется строительство 20,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 25% из которых будут грузообразующими, прокладываемыми в малонаселенных, не имеющих энергетики регионах).

Повышение энергетической эффективности основной деятельности ОАО «РЖД» планируется за счет:

  • применения энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом;
  • перехода на использование высокоэкономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением;
  • совершенствования систем управления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации и приборного учета за расходованием энергоресурсов;
  • внедрения энергоэффективных технологий на объектах инфраструктуры.
Энергоэффективность и энергосбережение для ОАО «РЖД»

Мероприятия, проводимые ОАО «РЖД» в рамках «Энергетической стратегии»:

  1. Установка светодиодных систем освещения: пилотные проекты были выполнены на Горьковской (Новгород, Киров, Зуевка, Ижевск, Арзамас) и Красноярской железных дорогах. По данным ОАО «РЖД» потребление электроэнергии на участках железной дороги со светодиодным освещением уменьшилось более чем на 55%.
  2. Установка газовых инфракрасных излучателей для отопления производственных помещений локомотивных депо. По данным ОАО «РЖД» использование газовых инфракрасных излучателей позволило снизить стоимость 1 ГКал потребляемого тепла в 3–5 раз по сравнению с системами водяного отопления.
  3. Использование альтернативных источников энергии.
  4. Внедрение системы автоведения поездов. Система автоведения поездов позволяет обеспечить экономию электроэнергии от 3 до 12%. В настоящее время в ОАО «РЖД» системой автоведения оборудовано 3 900 электровозов и электропоездов.
  5. Внедрение энергооптимальных расписаний. По данным ОАО «РЖД» в опытных поездках на направлениях, где энергооптимальные расписания введены впервые, экономия топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным периодом составила на электрифицированных участках от 3,2 до 6,1%, на неэлектрифицированных участках — 5,1%.
  6. Разработка подвижного состава нового поколения с использованием ряда инновационных технологий:
    • перевод локомотивов на газовое топливо;
    • создание маневровых тепловозов с несколькими силовыми установками;

Итоги эксплуатации двухдизельных маневровых тепловозов показали, что экономия топлива у двухдизельных локомотивов достигает 20–25% в сравнении с серийными локомотивами. Кроме того, на Московской железной дороге начата опытная эксплуатация трехдизельного маневрового тепловоза, также построенного на базе тепловоза ЧМЭ3. Достигнутая экономия топлива составляет 30–35%.

Применение локомотивов с асинхронным бесколлекторным тяговым приводом, который позволяет применять рекуперативное торможение с широким диапазоном скоростей.

Применение энергосервисного контракта как инструмента повышения энергоэффективности деятельности ОАО «РЖД»

Энергоэффективность и энергосбережение для ОАО «РЖД»

Одним из перспективных направлений повышения энергоэффективности является модернизация принадлежащих холдингу ОАО «РЖД» систем теплоэнергоснабжения без использования финансовых ресурсов компании.

В соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» разработан план мероприятий, который предусматривает замену устаревшего оборудования котельных, тепловых и энергетических сетей, находящихся на балансе ОАО «РЖД», на современные образцы.

Цель данного пректа заключается в повышении энергоэффективности и энергосбережения систем коммунального теплоснабжения и снижении затрат на производство тепловой энергии. Как следствие, снизятся и затраты на топливно-энергетические ресурсы. В рамках возможного энергосервисного контракта ОАО «РЖД», не расходуя свой капитал, проводит улучшение своего энергохозяйства и получает новое оборудование. Энергосервисная компания оплачивает все затраты, включая проектирование, монтаж, закупку оборудования. ОАО «РЖД» оплачивает услуги компании за счёт средств, полученных от экономии топливно-энергетических ресурсов, в результате эксплуатации новой системы. По окончании срока контракта ОАО «РЖД» получает в собственность все произведённые улучшения и новое оборудование.

Основные этапы по реализации такого проекта следующие.

Этап 1. Заключение энергосервисного контракта.

  • Между энергосервисной организацией и Заказчиком (ОАО «РЖД») заключается энергосервисный контракт (ЭСК) без финансовых обязательств.
  • В контракте прописан примерный перечень реализуемых мероприятий по энергосбережению с ориентировочной стоимостью.
  • Основным обязательством Исполнителя до момента подписания Приложений к ЭСК является выполнение обследования предприятия Заказчика с целью расчета стоимости мероприятий и экономического эффекта от их реализации.
  • Основным обязательством Заказчика до момента подписания Приложений к ЭСК является предоставление доступа к запрашиваемой информации Исполнителю в рамках обследования и доступ на объекты представителям Исполнителя.

Этап 2. Обследование объектов.

  • Исполнитель за свой счет проводит обследование объектов.
  • Исполнитель при обследовании ориентируется на перечень мероприятий указанных в ЭСК, но в процессе обследования может выявить новый потенциал по энергосбережению.
  • По итогам обследования Исполнитель оформляет следующие Приложения к ЭСК:
    1. Расчет стоимости реализации мероприятий;
    2. Расчет экономического эффекта от реализации;
    3. Фиксация режимов работы объекта модернизации;
    4. Фиксация базовых значений потребления энергетических ресурсов для взаиморасчетов по договору после реализации мероприятий.

Этап 3. Подписание Приложений к ЭСК.

  • Подготовленные по итогам обследования проекты Приложений с финансовыми обязательствами направляются Заказчику на рассмотрение;
  • После согласования мероприятий Заказчиком Исполнитель направляет обосновывающие документы в Финансовому институту;
  • После одобрения Финансовым институтом сделки подписываются Приложения к ЭСК.

Этап 4. Финансирование.

Банк финансирует реализацию мероприятий по энергосбережению.

Этап 5. Реализация мероприятий.

Исполнитель реализует мероприятия, предусмотренные Приложениями к ЭСК.

Этап 6. Фиксация экономического эффекта и расчет с Инвестором.

Исполнитель ежемесячно рассчитывает экономический эффект от реализации мероприятий по ЭСК.

Реализуется окончательная схема взаиморасчетов между Финансовым институтом, Исполнителем и Заказчиком.

Как отметил Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, вопрос сотрудничества с энергосервисными компаниями будет предметно рассматриваться после обследования соответствующих объектов холдинга. Будут проходить работы по проверке состояния теплоэнергетических объектов компании, эффективности их работы и составления на них электронных паспортов. После этого уже можно будет и приступить к анализу того, насколько нам выгодно и интересно работать с энергосервисными компаниями по их предложениям.

Энергоэффективность - это комплекс организационных, экономических и технологических мер, направленных на повышение значения рационального использования энергетических ресурсов в производственной, бытовой и научно-технической сферах.

Энергоэффективность — это эффективное (рациональное) использование энергии, или «пятый вид топлива» — использование меньшего количества энергии для обеспечения установленного уровня потребления энергии в зданиях либо при технологических процессах на производстве. Эта отрасль знаний находится на стыке инженерии, экономики, юриспруденции и социологии.

Что дает энергоэффективность. Для населения — это значительное сокращение коммунальных расходов, для страны — экономия ресурсов, повышение производительности промышленности и конкурентноспособности, для экологии — ограничение выбросапарниковых газов в атмосферу, для энергетических компаний — снижение издержек на топливо и необоснованных трат на строительство.

Источник: LEAN-CENTER, №4 (2016 г.)