Оптимизируем операционные затраты – обеспечиваем устойчивость и добиваемся роста маржинальности бизнеса

В текущих экономических условиях, характеризующихся политической нестабильностью и неустойчивостью экономического роста, предприятиям необходимо быть готовым к реализации сценария замедления роста или даже снижения объемов спроса. Непростым, но, безусловно, эффективным инструментарием обеспечения устойчивости бизнеса является оптимизация операционных затрат, при этом без потери качества продукта/услуги, для наращивания маржинальной прибыли и формирования дополнительных резервов.

Благие намерения и трудности воплощения

Стремление радикально сократить затраты понятно, т.к. позволит повысить прибыльность предприятия и обеспечить его существование. Но благие намерения сами по себе могут привести к отрицательным результатам (сокращение объема продаж, снижение качества и возникновение непредвиденных расходов). Поэтому внедрять такие изменения нужно используя четкие, проверенные технологии.

У тех, кто сокращает затраты, обычно возникают 2 основных вопроса: какие затраты сокращать в первую очередь и с помощью каких технологий?

Затраты на персонал – ключевые

Исходя из нашего опыта работы мы оценили структуру основных затрат типичного российского промышленного предприятия, потенциал их сокращения и возможность реализации потенциала (рис. 1).

Оптимизируем операционные затраты

Как показывает практика, оптимально начинать сокращение с затрат, относящихся на персонал.

Сокращение персонала, помимо снижения ФОТ и отчислений на соцнужды, позволяет обеспечить снижение расходов на:

  • закупку, обслуживание и ремонт оборудования;
  • спецодежду, охрану труда и т.п.;
  • ДМС и питание;
  • обслуживание помещений;
  • управление и администрирование.

Также при сокращении работников повышается прозрачность управления предприятием и остаются только лучшие сотрудники (при правильной реализации).

Как это можно сделать?

По нашему опыту, для сокращения операционных расходов на персонал наиболее эффективно применим инструментарий:

  • Устранение непроизводственных потерь – с помощью аудита эффективности процессов;
  • Совершенствование бизнес-процессов и организации рабочих мест;
  • Выведение непрофильной деятельности на аутсорсинг;
  • Оценка персонала и сохранение наиболее компетентных и эффективных сотрудников (заинтересованных в непрерывном совершенствовании).

Арсенал приемов довольно широк – тем значимее понимание технологий, которые приводят к нужному результату.

Советы

Хотите добиться устойчивости и роста маржинальности бизнеса, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Идентифицируйте бизнес-процессы. Какие – основная деятельность, и какие – непрофильная?
  2. Оцените «непрофиль» на возможность аутсорсинга. Можно ли успешно передать данные функции сторонним организациям?
  3. Изучите структуру издержек. Что можно сократить в ближайшее время без существенных вложений?
  4. Найдите агентов изменений. Кого можно включить в команду для оптимизации?
Источник: Справочник по управлению персоналом, № 6 за 2014 г.