Аутсорсинг: выходим в лидеры

Хотя в последнее время аутсорсинг уже не является новым словом для российского менеджмента, на отечественных предприятиях, тем не менее, существуют сложности при его реализации. Как ни странно, компании делают одни и те же ошибки в таких проектах, вследствие чего могут нести потери из-за неэффективного воплощения.

Консалтинговая лаборатория «Открытые инновации» в течение нескольких лет успешно внедряет технологии аутсорсинга на российских предприятиях. Исходя из нашего опыта, мы полагаем возможным акцентировать внимание на некоторых моментах, которые важны для эффективных преобразований.

Гонка за лидером

В современных условиях бизнесу необходимо защитить свои позиции, удержать клиентов и обогнать конкурентов. Это своего рода биатлонная гонка, в ней недостаточно просто быстро «бежать», нужно еще и эффективно «стрелять»: достичь бизнес-целей, удержать цены, снизить себестоимость, затратив минимум времени и ресурсов. Аутсорсинг помогает компаниям сконцентрироваться на гонке, отыграть отставание и стать новым лидером отрасли.

Многие знают, что аутсорсинг – это способ оптимизации бизнеса за счет передачи вспомогательных процессов сторонним организациям. С его помощью можно достичь следующих целей:

  • концентрация ресурсов и усилий на основной деятельности компании;
  • снижение операционных затрат;
  • повышение производительности труда основного персонала;
  • снижение потребности в инвестициях в непрофильные активы;
  • использование опыта специализированных на отдельных процессах (видах деятельности) компаний-аутсорсеров.

Если ваш бизнес столкнулся с ростом операционных затрат при отсутствии хоть какого-то видимого улучшения качества обслуживания клиентов или продукции, – это веское обстоятельство для пересмотра цепочки создания стоимости (продукта), оптимизации технологических, логистических, бизнес-процессов.

Это, кстати, также справедливо и в условиях стоящего перед вами выбора между направлениями инвестирования: в поддержание изношенных основных средств, не участвующих в основных техпроцессах, или в расширение т.н. активных производственных фондов.

Аутсорсинг – не магия, а целенаправленная работа, результат которой – удержание постоянных клиентов, рост клиентской базы, сокращение административно-управленческих расходов за счет высвобождения персонала, и в конечном итоге - рост маржинальности бизнеса и прибыли.

Рассчитываем силы

Хотя никто и не отменял опыт и интуицию как способы принятия решения о передаче функций на аутсорсинг, в этом вопросе необходимо положиться на логику. Для исключения существенных рисков, необходима независимая оценка ваших будущих операционных расходов на аутсорсера, рассчитать объективный (а не просто желаемый) выигрыш от его привлечения.

Далеко не все сотрудники умеют правильно спрогнозировать потоки денежных средств по итогам внедрения аутсорсинга. При этом есть большая вероятность наскочить на скрытые расходы, которые появляются на пути преобразований «внезапно», ведь на этапе планирования о них сложно догадаться. Чтобы их избежать, можно воспользоваться опытом внешних экспертов (консультантов).

В пылу бизнес-гонки компании иногда берут резвый старт и «сбивают дыхание», в результате меткость стрельбы оставляет желать лучшего, приходится терять драгоценные время и даже отправляться на «штрафной круг». Вот почему перед принятием решения об аутсорсинге всегда необходимо правильно оценить возможные риски с точки зрения безопасности и устойчивости функционирования вашего бизнеса, качества продукции, сохранения и развития конкурентных преимуществ.

На старт!

В гонке преследования важно не только с каким разрывом во времени вы стартовали, но и то, как бежите и стреляете вы и ваши конкуренты. Если ваша цель – рост конкурентных преимуществ за счет концентрации ресурсов на основных процессах, снижение себестоимости, сокращение капитальных вложений в неосновные виды деятельности и снижение численности персонала, то подходящим инструментом действительно может выступить аутсорсинг.

По нашему опыту, для этого потребуется разработать технико-экономическое обоснование, после чего запустить процесс изменений. Если все скрупулезно продумать и посчитать, то положительные результаты могут быть получены в самом ближайшем времени.

Источник: Бизнес и власть, № 2 за 2015 г.