Система менеджмента качества для бережливого производства

1. Бережливое производство для повышения производительности труда

В практике отечественных предприятий все чаще звучат призывы внедрять Бережливое производство, поскольку эта концепция завоевала репутацию надежного и результативного подхода к повышению эффективности производства. Предприятия, внедряющие эту концепцию, рапортуют о значительном прогрессе в деле повышения прибыльности, производительности труда, развития новых технологий работы.

Для тех предприятий, где внедрена система менеджмента качества, представляет интерес вопрос о ее совмещении с Бережливым производством. Другими словами, как сделать так, чтобы СМК и Бережливое производство ни в коем случае не мешали друг другу, а наоборот, обеспечили синергию подходов для повышения производительности труда?

Забегая немного вперед, скажем, что такая возможность имеется. Но сначала пару слов о том, что такое Бережливое производство.

После второй мировой войны японцы для повышения качества своих автомобилей стали перенимать зарубежные разработки в сфере организации производства и применять свои собственные. Постепенно японские автомобили стали эталоном качества, а весь мир узнал про Производственную систему Тойоты. Эта методология была агрегирована с другими идеями и стала известна на западе под названием Leanproduction. В английском языке слово Lean означает «тощий, стройный, поджарый», т.е. подчеркивает избавление производства от лишнего «жира» — от потерь. В русском прижился и считается общепринятым смысловой перевод «Бережливое производство». Сегодня LEAN-системы (которые обычно включают в себя философию Бережливого производства), их инструментарий (LEAN-технологии) и обученный персонал используется в энергетической, транспортной, металлургической, нефтегазовой и других отраслях, а также в торговле, сфере услуг, ЖКХ.

Согласно идее Бережливого производства, товары и оказываемые услуги должны приносить некую ценность для потребителей — то, что удовлетворяет нужды и потребности, за что клиенты готовы платить, поэтому все действия работников могут быть поделены на 2 вида: те, которые добавляют ценность продукта (услуги) потребителю, и те, которые не добавляют. Именно на борьбу с потерями и заточены LEAN-технологии. При этом важно осознавать, что некоторые из потерь необходимы, т.е. неизбежны. Но мы можем постараться если не устранить, то хотя бы снизить потери. Например, так или иначе, надо осуществлять транспортировку внутри цеха — от этого никуда не денешься, хоть это и не приносит ценности клиенту. Но можно выстроить оптимальную маршрутизацию полуфабрикатов, усовершенствовать приемы погрузки/разгрузки, задействовать простые вспомогательные приспособления, чтобы на транспортировку уходило меньше ресурсов, чем раньше. Борясь с потерями, Бережливое производство, таким образом, сокращает непроизводительные затраты и позволяет наращивать возможности для увеличения доходности.

Безусловно, LEAN-системы стоят дорого (хотя потоми многократно окупаются). Но при этом есть возможность применять отдельные простые и экономичные LEAN-технологии, чтобы получить существенные результаты в уже ближайшей перспективе.

2. Стандартная операционная процедура для лучших практик

В составе LEAN-технологий есть инструмент, который может быть напрямую завязан на СМК. Это стандартная операционная процедура (СОП) — документ, устанавливающий комплекс норм, правил и требований к выполнению рабочей процедуры для фиксации знаний о ней и актуализации лучшей производственной практики.

Пример СОП приведен на рис. 1. Поскольку задачей такого документа является фиксировать и транслировать лучшую практику из имеющихся, то при составлении СОП акцент делается на наглядность представления информации — фотографии, схемы, рисунки в пошаговом изложении.

СОП

Рис. 1. Пример СОП

Использование СОП приносит следующие выгоды для организации:

  • Соблюдение наилучшей/оптимальной технологии выполнения работ на каждом рабочем месте каждым сотрудником в соответствии с квалификационными характеристиками;
  • Минимизация негативного влияния «человеческого» фактора;
  • Обеспечение стабильного уровня качества продукции;
  • Более эффективная адаптация (обучение) новых сотрудников — более быстрый их выход на максимум производительности;
  • Повышение дисциплины на рабочих местах благодаря четким инструкциям и прозрачным критериям для оценки деятельности сотрудников (насколько соблюдает СОП).

Как показывает практика, при соблюдении СОПов всеми работниками, можно повысить эффективность работы подразделений на 5—10%%..

Как обычно разрабатывается СОП? Во-первых, нужно выяснить, что является лучшими практиками для описываемого рабочего процесса. В-вторых, следует провести наблюдения выполнения операций в лучших практиках, определяя последовательность шагов и их содержание и производя видео и фотосъемку каждой из них. Видео поможет Вам определить время на ее выполнение каждого шага, а фотографии пригодятся для наглядного изложения в СОП способа производства. В-третьих, необходимо выяснить важные аспекты для каждой операции:

  • Какие инструменты более эффективны;
  • Какие допуска и условия по качеству предусмотрены;
  • Как реагировать, если в процессе появились отклонения от допуска;
  • Как способ выполнения процедуры может влиять на качество работы;
  • Какие имеются риски в части охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

В завершение остается оформить СОП, внеся в документ всю полученную информацию.Технологичный СОП должен описывать требуемую процедуру, быть наглядным для специалиста, доступно излагать последовательность действий, указывать перечень используемых инструментов, оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий.

3. Подход к управлению СОПами

Чтобы работники предприятия выполняли рабочие операции оптимальными методами (тиражирование лучших практик), следует позаботиться об эффективном управлении СОПами. В практике Бережливого производства это выглядит следующим образом:

  1. Оптимизаторы или сами операторы исследуют проблемы и разрабатывают более оптимальные способы производства (лучшие практики), по сравнению с существующими, и это фиксируется в СОПах.
  2. Все операторы проходят обучение новым (или актуализированным) СОПам, линейные руководители периодически контролируют их соблюдение.
  3. СОПы размещаются в общем месте (базе данных), доступном для всех операторов.
  4. При выявлении новых проблем или необходимости совершенствования методов производства — проводятся новые исследования (снова к п.1)).

Таким образом, польза от применения СОПов в организации зависит от следующих факторов:

  • Длительность внесения изменений в СОП
  • Длительность размещения СОПа в общей базе данных
  • Доступность СОПа в общей базе данных для операторов
  • Длительность полномасштабного обучения операторов новому СОПу
  • Прозрачность СОПа для контроля

Безусловно, наличие СМК как среды, где будут функционировать СОПы, может существенно повысить эффективность их использования. Как задействовать СМК наилучшим образом?

4. Рекомендации по применению

Для встраивания сформированных СОП в СМК предприятия необходимо наладить четкую систему организационного взаимодействия и документационного обеспечения деятельности предприятия. Для этого целесообразно реализовать следующие мероприятия (в рамках процесса управления изменениями с назначением ответственного лица):

  1. Разработайте техпроцессы на вновь внедряемые процедуры в соответствии с требованиями ЕСТД, ЕСПД и ЕСКД. Кроме того, следует определить объемы ресурсов (финансовых, материальных, человеческих) для реализации намечаемых изменений и в установленном на предприятии порядке подать заявки на обеспечение ресурсами в соответствующие службы.
  2. Встройте разработанные техпроцессы в единую систему технологической документации предприятия. При этом не забудьте присвоить им соответствующе коды в СЭД.
  3. Разработайте необходимые технологические инструкции исполнителям. Сотрудники, отвечающие за данный вопрос, должны:
    • пошагово визуализировать необходимые технологические карты (операции) исполнителям;
    • обеспечить наличие (заказать поставку) оснастки и необходимого инструмента;
    • определить в техпроцессе контрольные точки и параметры для замера выполнения технологической процедуры. Это поможет отслеживать, насколько исполнители вникли в нюансы лучшей практики производства, и оперативно принимать меры, если приемы и методы по какой-либо причине стали отклоняются от предписанных.Этому будет способствовать, если технический отдел предприятия совместно с конструкторским отделом и метрологической службой:
    • разработать методики проверок определенных операций;
    • произвести обучение исполнителей (рабочих) и сотрудников ОТК порядку выполнения и контроля реализации СОП
  4. Установите порядок действий по внесению соответствующих изменений в организационные документы. Т.е. определите, кто и когда вносит изменения в структуру, положения, регламенты управления, должностные инструкции, штатное расписание и иные документы, связанные с организационным проектированием.
  5. Определите места хранения технологической документации во всех заинтересованных службах предприятия, чтобы оии были доступны всем заинтересованным сотрудникам:
    • для исполнителей — визуализированные технологические карты и технологические инструкции на рабочих местах и у мастеров/бригадиров;
    • в тех.отделе (и у цеховых технологов) — технологический процесс и СОП;
    • в конструкторском отделе — чертежная документация;
    • в ОТК — инструкции, методики;
    • служба делопроизводства — для хранения и распространения (по запросам) всего комплекта документов;
    • в центральном архиве — полный комплект документации для хранения и отслеживания изменений.

Выполнение этих мероприятий взаимосвязано с управлением качеством продукции, которое должно осуществляться системно и непрерывно, т.е. на предприятии должна функционировать СМК, представляющая собой организационно-функциональную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, обеспечивающие эффективность деятельности предприятия. При этом важно обеспечить управление СОП с минимальными затратами, поскольку для нас важен основополагающий принцип: СМК должна функционировать не ради себя самой, а ради задачи повышения качества производимой продукции (предоставляемых услуг потребителям).

Источник: Управление качеством, № 6 за 2014 г.